Краткая аналитическая записка О БАНКРОТСТВАХ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ
По поручению Минсельхоза (исп.компания БИЗНЕС-ЛОЦИЯ)
О БАНКРОТСТВАХ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ
(краткая аналитическая записка)
В соответствии с предварительной договоренностью Инновационная компания «Бизнес-Лоция» представляет свои краткие замечания, касающиеся проблем, связанных с банкротством сельхозпредприятий. В законодательном отношении решение проблем несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных предприятий регулируется нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Особенности проведения процедур банкротства сельхозпредприятий отражены в нескольких специально выделенных статьях указанного Федерального закона:
Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
•1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
•2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
•3. При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
•4. При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в топ мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
Статья 178. Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией
•1. В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. •2. Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона. 3. Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца. В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций
1. При продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. 2. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. 3. Арбитражный управляющий при продаже указанного в пункте 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости. В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В настоящее время наибольший интерес заинтересованных лиц направлен на приобретение, в том числе через процедуры банкротства, земельных участков, закрепленных за теми или иными сельхозпредприятиями, особенно за государственными (либо с государственным участием), так как такие предприятия используют (либо использовали) довольно большие участки. Данная проблема обсуждается в средствах массовой информации и в частных беседах, говорится о необходимости включения государственных структур в регулирование протекающих процессов, однако, как правило, все обсуждение носит либо не профессиональный либо «лукавый» характер. Поэтому, при рассмотрении указанных проблем по существу следует учитывать следующие особенности землевладения и землераспоряжения сельхозпредприятиями. В большинстве случаев сельхозпредприятия с государственным участием владеют, пользуются и распоряжаются земельными участками либо на праве постоянного (бессрочного) пользования ими либо на праве аренды; при этом оба правовых режима имеют (либо должны иметь) ограничения по определенному характеру использования земель (прежде всего в отношении использования земель сельхозназначения). В других случаях, имущество сельхозпредприятий в процессе приватизации было разделено на паи (доли), однако это разделение часто носит условный характер. Указанные обстоятельства не позволяют сельхозпредприятиям законно использовать земельные участки в качестве предмета залога для получения финансовых либо иных кредитов (право пользования не может быть предметом залога, так как носит исключильно субъектно-предметный характер, а право аренды, в свою очередь, — предметный характер). Использование в залоговых целях паевых (долевых) участков также проблематично, так как в большинстве случаев залогополучатель не может до конца определить, кто в лице залогодателя является законным собственником. Кроме того, на сельхозпредприятиях с государственным участием вопрос передачи имущества в залог должен решаться с участием представителей государственных органов. В случаях банкротств сельхозпредприятий заинтересованные приобрести земельные участки лица обычно используют разные, но не очень отличающиеся схемы. В соответствии с одной из них конкурсный управляющий продает недвижимое имущество заинтересованному лицу, а указанное лицо затем оформляет на этом основании либо аренду земельного участка, на котором расположено приобретенное им недвижимое имущество либо договаривается о приобретении участка в собственность, также мотивируя свое желание наличием на участке своей недвижимости. Конкурсные управляющие часто охотно идут на реализацию указанной схемы, так как, обычно в отсутствие финансовых средств, заинтересованное лицо берет на себя финансовое обеспечение оформления первичных прав на земельный участок, а также проведение его оценки. В условиях временной и организационной ограниченности проведения конкурсного производства конкурсный управляющий особенно не раздумывает над сделанными ему заинтересантами предложениями, особенно в случае паевой (долевой) собственности на земельные участки. Указанная схема особенно хорошо работает в случае бездействия представителей государственных органов в управлении сельхозпредприятием с государственным участием, а также представителей государственного финансового контрольного органа при рассмотрении результатов оценки имущества и имущественных прав должника-банкрота, а также законности проведения продажи упомянутого имущества и имущественных прав, носящее специальный характер. Указанное бездействие позволяет существенным образом занизить стоимость реализации изложенной схемы, сделать ее вполне субъекто-программируемой, что и является особенно привлекательным. Инновационная компания «Бизнес-Лоция», имея большой практический опыт проведения банкротных и связанных с ними процедур, при наличии серьезной заинтересованности в контроле процессов, направленных на перераспределение прав собственности в сельскохозяйственной отрасти, а также с учетом коммерческой специфики деятельности компании может развернуть комплекс работ, включающий в себя: методическое обеспечение создания системы аналитического мониторинга положения сельхозпредприятий, как в отраслевом, так и региональном отношении; кадровое обеспечение проведения процедур банкротства в отношении конкретных сельхозпредприятий; оперативное сопровождение собственно процедур банкротства конкретных сельхозпредприятий; подготовку и консультирование государственных представителей в управлении сельхозпредприятиями с государственным участием; другие предметные работы.
Э.К.Ребгун
Генеральный директор
ЗАО «Инновационная компания «Бизнес-Лоция»
Свежие комментарии